среда, 4 апреля 2018 г.


Камиль Бузыкаев






Камиль Бузыкаев — человек, который видит мир карикатурно. Любит делать Это руками.


— Карикатура — дело серьезное?

— В высшей степени.

— В одной маленькой картинке вмещается огромный текст с тысячей смыслов. В чем секрет?

— Многое зависит от талантливости источника.  Как говорит Шамиль Валеев — я могу две тысячи знаков запихнуть в один рисунок. Или четыре тысячи. А может даже восемь!

— Умеешь рисовать руками или только на компьютере?

— Я на компьютере не умею.

— Так ты это все на бумаге рисуешь?

— Конечно.

— А я почему-то думал, что с помощью какого-либо программного продукта. Коричневый фон тоже весь сам закрашиваешь?

— Крафтовая бумага, в пивных барах не видел что ли? На такой и рисую всегда.

— Кто твой любимый герой карикатур?

— Раз уж в Башкирии живу, то известного кто — Хамитов. Он прикольный парень, каждый день что-нибудь отмочит.





— Как тебя нашел Ассанж?

— Как-то непонятно. У меня есть питерские друзья сильно продвинутые. Репостнули и пошла-поехала карикатура по Европам.

— Получил мировую известность, можно сказать.

— Ну как мировую. Популярность в определенном сегменте публичного пространства — так точнее. Тем, кому интересна судьба Каталонии. Ассанж такой чувак, хитрый, и точки зрения наши совпали, поэтому и разместил мою карикатуру у себя. Каталонию можно сравнить с Башкирией, Татарией…

— Мы что, тоже хотим отделиться?

— Нет, мы не хотим. Я этого не говорил! Это ты сказал!

— Рисуешь ли на заказ и сколько это стоит?

— От трех тысяч за формат А5 и по возрастающей. Эти цены не я устанавливал, мне их предложили, и они закрепились. Были времена, когда и за тысячу рублей рисовал, конечно.
— Легко рисовать на заказ? Где ищешь вдохновение в этом случае?

— В хрусте банкнот, деваться-то некуда.



— Какая цель твоих карикатур, которые ты рисуешь для себя?

— Цели нет, есть потребность. Это как тебе прийти на работу и не поесть, так и мне — без рисунка день не пройдет. На обрывке бумаги, да хоть букву какую-нибудь.

— Утром не просыпаешься как с похмелья — ведь всю ночь не рисовал же?

— Бывает, часто мучаюсь. Откуда штрих-то берется? Все от дрожания соскучившихся рук.
— А есть обиженные герои карикатур?

— Нет. Ну может они и есть. Есть люди, которые просят меня в течение определенного периода их не рисовать. Но я же рупор немаленького процента населения республики и просто не могу сдержаться.

— Кто-нибудь делает выводы из твоих карикатур как я? Решил похудеть после твоего рисунка.

— Это постоянно. Я не считаю тебя толстым, это прием такой — сделать человека чуть комичным. Иначе какая же это карикатура?  Достигается это разными изобразительными способами, в том числе — и путем придания большей массы. Хоть человек таким и не является. Ты такой же, как я примерно по телосложению, но вот так получилось. У меня есть друг, Галим Якупов, в недавнем времени — директор Башкирского спутникового телевидения, которого я всегда рисую огромным. Он и так парень не маленький, но карандаш сам просит линии поокруглей. Мы его со школы так рисуем.   В общем, это не критика массы как таковой. И никогда не высмеиваю физические параметры.

— Говорят, что зарабатываешь еще и на бетоне?

— Это скульптуры такие, до пятнадцатого года этим занимался. Работал с камнем, с металлом. Из бетона многое могу. Медведя. Или гаишника. Бетон все стерпит и очень пластичен как материал. И ничего не боится. В том числе — воздействия внешней среды.

— Эти штуки такие же красивые как уфимская бетонная набережная?

— Нет, пожалуй, набережную я не переплюну. Чистоту этих линий.

— Бетон сам мешаешь?

— Да. Я трудолюбив. В отличие от всех вас!

— Никогда не думал превратить в некую большую форму? Полноценную картину, например?

— Есть! Мечтаю взять какую-нибудь стену в городе и расписать ее героями наших дней. Рано или поздно они уйдут, а память о них останется. Всех бы там запечатлел — Хамитова, Ялалова, остальной паноптикум. А то у нас странная тенденция в последнее время расписывать здания мертвыми людьми, творя еще одно кладбище из героев. Не так это должно быть в городе, это должно быть солнечно и весело. Вот в чем смысл подобной живописи. Мрачных тем у нас и так хватает.

— А о комиксах никогда не думал? Башкирский Марвел, супергероилар?

— Нет, не думал. Это серьезный бизнес и очень времязатратный. Нужно выстроить методику, набрать кучу народу. Если только в качестве идейного вдохновителя и креативного директора. Ведь как это происходит — каждый день рисовать одно и тоже с небольшими отклонениями. Сегодня рисуешь Васю, завтра рисуешь Васю, послезавтра Васю и так целый месяц. Это трудно, поэтому я выбрал самостоятельность, и могу сегодня нарисовать Васю, завтра Фарита, послезавтра Моисея.   Я же рисовал комиксы в «Мухе», потом меня сманили в другой журнал. В «Мухе» были отличные художники, Руслан Сулейманов, но без вдохновителя, который все просчитывает, как Виталий Мухамедзянов, ничего из этого не получилось бы.

— Делаешь ли карикатуры на близких, на детей? Троллишь их?

— Сына могу, дочку нет. Это дочка может тебя нарисовать.

— По ИЗО в школе пятерка была?

— В моей школе было два урока ИЗО каждый день, рисунок, живопись, композиция, там трудно не получить пятерку.

— Никогда не хотел найти настоящую работу?

— Я же тогда буду стоить очень дорого. Это не гуманно по отношению к другим людям. А если серьезно, то я всю жизнь занимаюсь тем, что мне нравится. Даже когда занимался облицовкой гранитом. Правда, кризис заставил меня распустить фирму и сидеть некоторое время, свесив нос и проедая накопления, но вдруг получилось так, что мои рисунки начали приносить мне деньги, приносить известность, которая опять же начала приносить мне деньги. Я детям-то люблю поумничать, говорить, чтобы нашли себе занятие, которое их обеспечит в будущем, хотя сам предпочитаю заниматься тем, к чему лежит душа.

— Футбол или хоккей?

— Играть в футбол, смотреть хоккей.

— Политика — самая благодатная почва для карикатур?

— Да. Спорт для карикатуры тоже хорош, но однообразен, спортсмен вышел на поле, спортсмен забил. Или не забил. По пути его сшибли или не сшибли. Все. А в политике каждый день корки. Особенно у нас. Каждый пенек туда лезет, отсюда и отсутствие политической культуры как явления, одна сплошная карикатура. Может быть когда-нибудь и у нас будет скучно, как в английском парламенте, но пока все нормально.





— Смех продлевает жизнь?

— Может и укоротить в некоторых случаях. Кто не понял, тот поймет.

— На тебя самого есть карикатуры?

— Пока не видел, никто не рискнул еще. Сам на себя рисовал для визиток. Как я себя вижу, конечно.

— Высоким, красивым?

— Кудрявым брюнетом, да.

— Рисуешь на стенах в подъездах?

— В подвалах только рисовал.

— Ну и последний вопрос — как часто ты рисуешься?

— Да постоянно. Могу себе позволить!






Комментариев нет:

Отправить комментарий