Лэйсэн Муртазина
Лэйсэн Муртазина, организатор фото-проектов. Женщина в
красном, без лишних сентенций, любит развевающиеся юбки, и пачкать бумагу
краской.
— Лэйсэн, почему ты занялась таким неживым искусством, как
фотография?
— Почему неживое, а что живое?
— Мне так кажется как человеку, который совсем ничего в этом
не понимает.
— То есть, ты предпочитаешь театр, да?
— В театрах я предпочитаю спать, это лучшее место для сна.
— Но фотографии же ты скачиваешь?
— Определенного свойства, скажем так.
— Вот. Тебя затрагивают одни фотографии, других людей —
другие. Мне всегда нравились фотографии.
— Что-то застывшее?
— Ну почему застывшее? Вот это столб застыл (показывает на
белый столб в Темабаре, выполняющий несущую функцию стропильной системы), но он
не производит на меня никакого впечатления. А хорошая фотография — вырванный
момент из динамики, из жизни. Получилось так, что то, что я придумывала для
себя, заинтересовало еще пару человек, потом их стало десять, а потом
посыпались предложения. Сейчас, когда я
говорю — девчонки, пошли сделаем прикольную фото-сессию почти без одежки,
девчонки отвечали — А, пошли! И мы сделали прекрасные проекты в лесу с лошадями
или в яблонях, но уже без лошадей.
— Возможно, нас ждет проект в яблонях и с лошадями?
— Возможно, но меня уже время поджимает. Нужно очень сильно
работать над собой, как это делает Альфия. Я восхищаюсь ею — столько, сколько она прикладывает сил для
постоянной поддержки себя в форме… Она большая молодец, впахивает и отодвигает
время назад на неопределенный момент.
— Как часто приходится сталкиваться с негативом от моделей?
— Ни разу.
— Неужели всегда все всем довольны?
— Ну нет, бывали случаи, когда люди расстраивались и были
недовольны.
— В чем причина, что не так?
— Один раз девушке не понравилось, как она сама выглядит на
фотографиях. Как она получилась. Но я не знаю, то здесь можно сделать. Очень
много факторов, которые влияют на конечный результат, он не всегда зависит от
фотографа. Когда я говорю — наденьте вот такое платье, это значит нужно надеть
такое платье. Если человек со школы носит одну и ту же стрижку и человеку уже
тридцать лет, то он будет выглядеть как взрослый с детской стрижкой. Нужно
обращать на такие вещи внимание. Если ты чем-то недоволен, то стоит обратиться
к стилисту, к парикмахеру, имиджмейкеру. Например, когда мне стало сорок, я
поняла, что те вещи, которые я носила в тридцать, абсолютно мне не идут.
Пришлось много пересмотреть, выкинуть. Иначе не получится, иначе ты всегда
будешь не любить себя на фотографиях. Говорю я Юле (Юлия Ковшова, фотограф) —
давай сделаем фото-сессию в стиле «ню». И она мне отвечает — давай, только
сразу передай всем участницам, что я ничего уменьшать на бочках или увеличивать
в объемах в постпродакшене не буду, пусть сначала полюбят себя такими, какими
они есть, а потом решаются на откровенную съемку, чтобы потом не было никаких
претензий в стиле «почему я вот такая получилась». Да потому что ты такая и
есть, вот почему. Впрочем, девчонки в
моих фотопроектах никогда подобных претензий не предъявляли. Но у Юли такой
опыт есть, видимо. Если ты себе не нравишься, то никакой фотограф это не
вытянет. Есть фотографии, на которых я себе не нравлюсь, но я четко знаю, что
вот это время у меня был жуткий нервный срыв и фотограф просто не смог ничего с
этим сделать.
— Как часто тебя подводят фотографы?
— Несколько раз подводили.
— Качество, сроки?
—И сроки, да, и качество. Человек берется за работу, я ему
объясняю, что на выходе мне нужно вот это и вот это. А человек технически не
готов выполнить данные требования, у него нет такого опыта.
— Можно ли работать с гениальнейшим фотографом, а как
человек он поганец?
— Ну наверное да. Как со всеми, в общем-то.
— Нужно себя пересиливать, если хочешь получить хороший
результат?
— Ну да, перешагивать приходится. Не надо про это говорить.
Сложные моменты бывают, работа творческая, в короткий срок и при ограниченных
ресурсах нужно выдать потрясающую картинку. Это сложно.
— Кто самый хороший и самый плохой фотограф?
Нет ответа
— А модель, с которой ты бы никогда не смогла бы работать?
— Все девчонки хороши, не могу нарадоваться.
— Тогда так — с кем лучше работать, с гениальнейшим фотографом
с тараканами в голове, или с середнячком, но обязательным и исполнительным?
— В данном случае — конечно с середнячком, я хоть буду
спокойно спать. И гений, которому уже уплачены деньги и который говорит, что
он, оказывается не может уложиться в сроки… Ну что ты с ним сделаешь, убьешь
его? Тогда эти фотки никто не обработает и даже не увидит… Есть определенный
срок, когда нужно подавать работу. А работы нет, все спрашивают с меня, потому
что никто не звонит фотографу и не говорит — ты гад, где наши фото. Это было и
было ужасно.
— Проект «100 женщин республики» — кто следующий?
— Либо те, кто занимаются благотворительностью, либо врачи.
Заказчик решит.
— И почему во всех твоих проектах одни девчонки, где
мальчишки, что за сексизм?
— Ты понимаешь, что
любому взгляду всегда более приятны женщины.
— Полностью согласен.
— Женщины любят позировать, любят фотографироваться, женщины
понимают, что да, это стоит таких денег. Ведь если я предложу, к примеру,
Данилевичу — идем на фото-сессию, шесть тысяч стоит, он мне скажет — Лэйсэн, у
тебя все хорошо? А девчонки знают, что эти фотографии, эти эмоции, что они
получают — стоят этих денег.
— То есть, девчонки более подвержены некоему нарциссизму? Им
потом будет приятно смотреть на себя, показывать себя желающим и желанным? Подобные фотографии не просто для
того, чтобы похоронить их в сундуке?
— Да. Наши женщины не то чтобы подвержены самолюбованию. Они
недохваленные. Недолюбленные. Это мужчине много не нужно, чтобы понять, что он
восхитителен и замечателен. И на женщин они особо внимания не обращают, а
обращают только тогда, когда хотят с ними переспать. Женщине же нужно постоянно слышать слова поддержки.
Посмотрела, восхитилась собой, раз уж мужики языки проглотили — и можно жить
дальше.
— Когда все остальные участницы последней фото-сессии выложат фотографии
столь же прекрасные, как Танечка Рихтер, чего они ждут?
— Думаю, на пенсии.
— Но ведь тогда уже никому не будет интересно.
— Им самим будет интересно, почему должно быть еще кому-то?
— Себе интересно? Неужели ты, Лэйсэн, тоже придерживаешься
этого ложного тезиса, что девочки качают попки, увеличивают грудь, делают губы,
надевают чулки, неудобные кружевные трусики и красятся для себя?
— Я считаю, что женщины разные. Кто-то это делает с
определенной целью, кто-то, чтобы нравится, кто-то чтобы заработать, кто-то для
того, чтобы усилить самоидентификацию себя как красивой женщины.
— Женщинам сложно, они не рождаются изначально красивыми,
как мужчины, им нужно, почему-то, постоянно что-то с собой делать. Уходит
достаточно большая часть жизни именно на это.
— Ну естественно! И я хочу сказать — ты у нас самый красивый
и сексуальный мужчина уфимского фейсбука. Как бы все остальные мужики не
исходили желчью, но, тем не менее, факт остается фактом. Это нужно признать и
смириться.
— Не могу с тобой не согласиться. Это ужасно.
(Технический перерыв в интервью. Смеются.)
— Лэйсэн, есть ли у
тебя парень?
— Нет ответа. И почему ты не спрашиваешь, нет ли у меня
девушки?
— Есть ли у тебя девушка?
— Я не буду отвечать на этот вопрос. И что за ограничения,
почему обязательно парень-то?
— Давай по-другому — был ли у тебя секс с женщиной? С
подростком? С другим существом? С неодушевленным предметом?
— Я взрослая женщина.
— Ясно.
— Ты начала раздавать книги. Как ты думаешь, с какой стороны
тебя это характеризует?
— От всего лишнего нужно избавляться.
— Разве книги единственный хлам в твоей жизни?
— Я очень много выбрасываю всего. Два раза переезжала и
постоянно приходится облегчать себе путь и жизнь. Книги уже четыре года таскаю
просто в коробках. Хотя есть книги, которые всегда под рукой.
— Как часто ты выбрасываешь из жизни людей?
— Если они связаны с плохими воспоминаниями — то моментально.
Я отказываюсь от общения только с теми, кто причинил мне боль, их не так уж и
много.
— Кто эти люди?
— Это мужчины, которых я любила. Нельзя сказать, что я
занимаюсь массовым френдоцидом, это не так. Есть люди, с которыми просто
перестали общаться, разные интересы, но это не значит, что если они обратятся
ко мне за помощью, я откажу.
— Я знаю, что ты
пишешь картины. Кисточки из каких мертвых животных тебе нравятся больше всего?
— Больше всего мне нравится свиная щетина.
— И это в мусульманской республике?
— Да.
— Никогда не слышал о таких, все больше беличий хвостик или
горностай.
— Я люблю пожестче.
— Расскажи про пивзавод. Не ту информацию, которую мы можем
найти в гугле, а уникальную. Сколько человек там умирает в год от травм,
например, или захлебывается пивом?
— Невозможно захлебнуться пивом, процесс автоматизирован.
— Автоматизировано захлебнуться нельзя? У меня есть один
знакомый, который работал на этом пивзаводе охранником. И ему каждый месяц
в довесок к зарплате давали ящик пива.
Он брал его, садился рядом в леске и пил два дня, потому что жена его домой с
пивом не пускала. Вот такая грустная история.
— Теперь дают один раз в год, по-моему, на день рождения.
— А детям подарки новогодние?
— До восемнадцати нельзя же.
— Безалкогольное, праздничное, нет? Ну что люди хотят от твоих экскурсий по
пивзаводу, что они хотят услышать?
— Во-первых, я интересно рассказываю. Это же во-вторых и так
далее. Ты, конечно, любишь говорить о себе и редко меня слушаешь, но людям
нравится меня слушать про пивоварение. Не только сухие факты. Но иногда я
что-то додумываю. Потому что так интереснее.
— Общеженское свойство – додумывать. Заложено в геноме, они
просто обожают это делать. Из-за этого, мне кажется, и разваливаются девяносто
процентов браков. Случайный лайк как причина трагедии, развернувшейся в голове
женщины – уже сегодняшний день.
— А мужчины не додумывают?
— Мужчины — это кристаллизованная логика.
(Громкий неуместный смех)
— Особенно смешно. Когда мне признаются мужчины в любви,
живущие черте где, в других городах, странах, женатые. Вот какая у них логика?
Понятно, что видя мой сетевой образ яркой женщины без лишних стеснений, часто
появляющейся на людях, он как раз таки что-то додумал. Хотя иногда я сама своей
жизни завидую, просматривая собственную ленту. Я не живу так бурно и активно,
как это кажется. Можно подумать, что я скачу с фото-сессии на фото-сессию, с
мероприятия на мероприятие. Они, видя этот образ, начинают писать про любовь.
Вот что я должна на это ответить? Я должна
тратить время на переписку с женатым мужчиной в другом городе? Которому даже
полюбить меня как следует приехать проблематично будет.
— А уфимские поклонники?
— Уфимские поклонники знают мой характер и особо не рискуют.
Я не люблю мужчин, которые не понимают слово «нет». Они меня пугают. Потому что
мужчины физически сильнее женщин и это один из немногих факторов, который меня
в жизни возмущает, это неравенство.
— То есть, ты хочешь сказать, что мужчины и женщины неравны?
— Ну нет конечно. По физическим параметрам неравны, по
гормональным параметрам неравны, по анатомическому устройству неравны. Если
ты равность приравниваешь к одинаковости, то нет, они не одинаковы. Если ты
человеку один раз говоришь «нет», два раза говоришь «нет», три раза говоришь
«нет», и человек это не понимает, то
начинаешь воспринимать это как шаг агрессии.
— Ты же занималась единоборствами, насколько я помню? Ты
била когда-нибудь мужчин?
— Только так, чтобы не сделать ему больно, в спаррингах.
— Ты такая великодушная! А хотелось когда-нибудь прямо
вмазать?
— Да.
— И последний вопрос — кто убил Лору Палмер?
— Ее убила страсть.
и я знаю, что вмазывала, гг ))
ОтветитьУдалитьЧто?)
Удалить